Над пьесой Александра Островского " На бойком месте" работает выпускник ГИТИСа, режиссёр театра Маяковского ( с 2012 г), Главный режиссёр Творческого объединения " Гнездо" ( с 2009г), автор книги "Театр без условий: опыт режиссёрской практики" (2014 г), обладатель многих наград и зрительских премий - О чём ставит "На бойком месте" Александр Валентинович Гнездилов?
- О нас. В том числе, и о себе. Любой спектакль всегда о нас сегодняшних, потому что театр — древнее искусство, происходящее каждый раз на наших глазах здесь и сейчас, в конкретный момент и в конкретных условиях.
Это история о стремлении людей к счастью и о том, сколь эти стремления разнообразны. Их разнонаправленность, несогласованность, несовпадение рождают конфликты между людьми в жизни и эти же факторы становятся главным двигателем закрученной интриги в пьесе Островского.
И ещё это история о зле, его искушениях и компромиссах с ним, которые ждут каждого из нас в погоне за своим счастьем. "На бойком месте" — это история обмана, мир постоянного притворства, пиршество двуличия и лицемерия, тут трудно найти хотя бы одну сцену, где кто-то не водил бы остальных за нос.
- Распределение ролей и попадание в роль. Трудно ли было распределять? Угадали?
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд говорил, что распределение ролей — 70% успеха спектакля. Я бы поспорил с ним, что и 80%.
Огромную помощь мне в распределении оказал первый приезд в Ташкент в октябре прошлого года. В течение недели я знакомился с труппой, занимался с актёрами, прежде всего — молодёжью, лабораторной работой над Островским... и внимательно наблюдал.
Потом нужно было утрясти в голове полученные впечатления и с консультативной помощью менеджера театра по международным проектам Ирины Хилковой и заведующей труппой Анны Трениной сформировать итоговое распределение.
Главной трудностью было то, что в Молодёжном театре куда больше талантливых артистов, чем ролей у Островского. В особенности это относится к актрисам: героинь всего две. Так и вышло, что ведущих персонажей пьесы — семью Бессудных репетируют два состава. Это трудно, потому что сроки сжатые, но я просто не могу себе представить чьё-либо снятие с роли, это обокрало бы спектакль и его зрителя.
Мечтаю, что зрители будут приходить на "Бойкое место" минимум два раза, чтобы сравнить исполнителей между собой. Потому что каждый из них привносит в работу своё, подчас весьма отличное от другого, рисунки ролей отличаются — и это здорово.
У меня нет ощущения мискаста на какую-либо роль — и это в полной мере относится к главным героям. Аида Ахмеджанова и Анна Петяева (Аннушки), Рената Ашрапова и Екатерина Игнатович (Евгении), Шерзод Игамназаров и Владимир Кожанов (Бессудные), Евгений Москвичёв (Миловидов) — я очень рад, что судьба свела меня с ними и со всеми другими участниками спектакля.
Не могу сказать, что это было угадывание, скорее чёткое понимание, что я хочу от героев спектакля и потому возможность довольно быстро соотнести с ними артистов труппы, в первую очередь тех, кто читал отдельные сцены на лабораторных встречах в октябре.
— С какими трудностями Вы столкнулись в процессе работы?
— Есть естественная разница школ Молодёжного театра Узбекистана и той, к которой принадлежу я сам — Театр Маяковского, Андрей Гончаров, Юрий Иоффе...
Но это не было большим препятствием, поскольку мы стремились найти общий язык, а актёры театра профессиональны и человечески открыты новому для себя.
Так что основные препятствия, пожалуй, вне творчества и связаны с ремонтом здания Молодёжного театра. Совсем одно дело было бы работать в своём театральном доме.
Но я очень признателен Фонду развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан за их неоценимый вклад в создание спектакля. Огромное спасибо также руководству двух театров — ТЮЗа и Академического Русского театра, которые предоставили нам свои площадки для работы. Не могу не поблагодарить также Central Palace Hotel, в его конференц-зале мы провели 2 недели самого первого, застольного, периода репетиций.
- Что, на Ваш взгляд, нужно труппе?
- Возвращение в свой обновлённый дом и как можно больше плодотворной работы, которая востребует в полную мощь все силы труппы, включая и молодёжь, относительно недавних выпускников студии при театре.
Это труппа, которая заслуживает любви не только зрительской, но и режиссёрской, бережного раскрытия таланта каждого актёра и гармоничной, продуманной художественной перспективы на основе ценностей Молодёжного театра.
Ирина Хилкова