Главная/История театра

История театра

Моменты истории:
  • 30 апреля 1928 г. – открытие театра
  • 1929 г. – создание второй, узбекской труппы
  • 13 мая 1967 г. – разделение на два отдельных театра – два Театра Юного Зрителя
  • 28 мая 1998 г. – статус Молодежного театра Узбекистана
  • 27 июля 2016 г. – статус Государственного Молодёжного театра Узбекистана

Один из старейших театров в Средней Азии Молодёжный театр Узбекистана был создан 30 апреля 1928 года. В 2023 году театру исполнится 95 лет.

Основываясь на национальных традициях и Школе русского и европейского драматического искусства, он имеет богатую творческую биографию.

В 1928 году врач С. Этьен и художник С. Мальт основывают театр, который открылся спектаклем «Хижина дяди Тома». Работалось невероятно сложно – без собственного помещения, без декораций и костюмов. Но было огромное желание нести детям радость сценического искусства. С имен великих энтузиастов, с подаренных Московским театром Всеволода Мейерхольда декораций и костюмов началась славная биография театра.

В разные годы наряду со сказками  для детей ставились проблемные спектакли для старшеклассников – «Затюканный апостол», «Человек и тень», «Ящерица», «Училка XXI века», «Дорогая Елена Сергеевна».

По инициативе коллектива в 1998 году ТЮЗ был переименован в Молодёжный театр Узбекистана. И это была  не просто "смена вывески", а целенаправленная творческая политика театра. На культурной карте Ташкента появилось новое название.  28 мая 1998 года Приказом №127 Министерства по делам культуры театр стал называться –  Молодёжный театр Узбекистана.

Основная заслуга творческого роста и успехов театра за последние более чем 20 лет принадлежит его руководителю, заслуженному деятелю искусств Республики Узбекистан Наби Абдурахманову. Он пришёл в театр в 1991 году с группой артистов из созданного им Театра-Студии «ДАРД» – со сложившейся эстетикой и твёрдым убеждением «строительства» нового театра, живо отвечающего веяниям времени.

В 1991 году при театре была открыта Школа-студия драматического искусства,  где обучаются мастерству и другим дисциплинам будущие актеры. Лучшие выпускники  Школы-студии  вливаются в труппу театра.

В 1997 году усилиями Молодёжного театра Узбекистан вошел в Международную Ассоциацию детских и молодежных театров – АССИТЕЖ, а Н.К.Абдурахманов был выбран председателем Узбекского Центра.

Сегодня спектакли театра завоевали любовь не только своих ташкентских зрителей, но и широко известны за пределами Родины. За короткое время  Молодежный театр Узбекистана вошел в число лидирующих творческих коллективов страны, любимых и по достоинству высоко оцененных за пределами Узбекистана. Его труппу с удовольствием приглашают на гастроли и различные международные фестивали.

С большим успехом коллектив театра гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Новосибирске, Омске (Россия), Днепропетровске (Украина), Дрездене (Германия), Алматы (Казахстан) и городах Узбекистана (Фергане, Бухаре, Самарканде).

Молодежный театр был участником многих международных театральных фестивалей:

в Каире (Египет),  Хайфе (Израиль), Берлине (Германия), Авиньоне (Франция), Самаре,  двух фестивалей «Минифест» в  Ростове-на-Дону, Кузнецке, Международных  фестивалей им. А.П.Чехова в Москве, в Международном театральном проекте "Нити шелка" в Дареме и Ливерпуле (Великобритания), III Всемирной театральной Олимпиады в Москве, Бресте (Белоруссия) и 12 раз на Международном фестивале стран СНГ и Балтии «Встречи в России» в  г. Санкт-Петербурге (Россия) и др.

Сейчас в репертуаре театра насчитывается  около 40 спектаклей для молодёжи, взрослой и детской аудитории.

Н. К. Абдурахманов: В конце 1990 года мне предложили стать художественным руководителем Ташкентского Русского ТЮЗа, который переживал сложное время. Конечно, не мне судить о творческом успехе этого театра,  ведь сегодня Молодежный стал одним из лидирующих в Узбекистане, а тогда я был первым художественным руководителем в стране на контракте, а наш театр стал первым в Узбекистане, который перешел на контрактную систему. Сразу же начались преобразования, и экономические, и организационные. Со мной пришли 15 актеров Театра-студии «Дард», которые составили костяк молодой труппы. Затем, в 1991 г. я набрал курс в Театральном Институте, а за ним последовал еще один. Так, постепенно обновилась и омолодилась труппа театра.

На протяжении последних более чем 20-ти лет мы строим театр, в который зритель приходит, чтобы ощутить свой собственный объем личности, чтобы душевно работать, а не просто развлекаться. Если раньше зритель приходил готовый к такой духовной работе, то теперь его нужно очень часто подвигать к этому. Такому типу театра, которым мы занимаемся, сейчас стало сложнее пробиваться и доказывать, что он имеет право на жизнь. Доказывать не только зрителю, но и на уровне внутренней работы – самим себе. Если актеры сами чувствуют, что они должны в жизни делать именно это, а не просто зарабатывать деньги, то они должны быть именно здесь.

За 87 лет творческой деятельности этот театр посетили сотни тысяч зрителей, на сцене было сыграно сотни премьер. Не одно поколение зрителей выросло вместе с этим театром!

Широк диапазон международной деятельности театра. Живой импульс этому дал организованный самим театром Международный фестиваль молодёжных театров, танца и музыки «ХУМО». На базе театра было проведено четыре ташкентских форума  в 1998, 2000, 2002 и 2004 годах с участием театральных, танцевальных и музыкальных коллективов из Австрии, Франции, Германии, Японии, Израиля, России, Грузии, Узбекистана и других стран.

Art Week Style.Uz – первый и наиболее яркий крупномасштабный культурный проект в Центральной Азии, направленный на дальнейшее развитие современной и традиционной национальной моды, искусства.

В 2010-2014 гг. совместно с Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, ТПО «Узбектеатр» и Фондом «ФОРУМ» календарный график ежегодного проекта Art Week Style.UZ, первого и наиболее яркого крупномасштабного культурного проекта в Центральной Азии, направленного на дальнейшее развитие современной и традиционной национальной моды и искусства, включил в себя новый – Международный Театральный фестиваль «Theatre.UZ». Творческие представители 20 стран посетили Ташкент, представив свои проекты, и познакомились с театральной жизнью не только столицы Узбекистана, но и творческими работами областных коллективов.

Главной целью фестиваля стала идея превратить столицу нашей республики Ташкент в крупный театральный центр мирового масштаба. И с каждым годом фестивальная программа будет еще более насыщенной и представит театры со всего мира.

Молодёжный театр Узбекистана понимает свою ответственность и миссию воспитывать молодое поколение средствами сценического искусства, но не через назидание и нравоучение, а диалектикой открытого мира в его объёме и разнообразии, стараясь подарить реальное ощущение радости бытия.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ТЕАТРЕ

Валерий Подгородинский (театральный критик, г. Москва.):

«Мы столкнулись с настоящим серьезным, тонким и талантливым коллективом, для которого Театр – Храм».

Лана Гарон (театральный критик, г. Санкт- Петербург):

«...Именно таким и должен быть современный Театр – он вынимает нас из обыденности окружающего бытия и переносит нас в ВЕЧНОЕ!»

Нора Кутателадзе (театральный критик, Международная Конфедерация театральных союзов, г. Москва):

«Существование такого театра, как Молодежный театр Узбекистана  – высочайшее достижение культуры Узбекистана! Как должна гордиться Страна, Республика, что есть такой замечательный театр!»

Борис Тух (театральный критик, г. Таллин, Эстония):

«Если вспомнить все спектакли Молодежного театра Узбекистана, которые я видел, то можно смело говорить о своем самостоятельном художественном и эстетическом направлении, по которому идет театр!»

Гульшахноз Рахманова (педагог, театральный критик, г. Ташкент, Узбекистан):

«Здесь зрители утолили свою жажду радостного  и солнечного театра, звонко и весело смеявшегося над житейскими неурядицами, побеждая уныние и драматизм серых будней.

Этот театр воспринимается как единый организм, сформированный его руководителем Наби Абдурахмановым, который создал театр, чтобы нести человеку солнечное, искреннее и открытое слово о человеке».

Тимур Зульфикаров  (писатель, поэт):

«Я соприкоснулся с театром, в котором нет фальши. По нынешним временам это большая редкость и характеризует подлинное искусство. Так жить на сцене, так фанатично отдаваться своему ремеслу под силу не каждому...».

Олег Лоевский (Художественный руководитель Открытого Международного фестиваля «Реальный театр» г. Екатеринбург, Россия):

«Я много слышал о Молодежном театре Узбекистана. Слышал о нем в России, слышал в других странах. Везде о нем говорят как об очень интересном молодом коллективе, способном принять участие в серьезных театральных конкурсах. И я приехал в Ташкент, чтобы самому иметь возможность увидеть этот коллектив на сцене, в действии. Сказать честно, увиденное превзошло все мои ожидания!»

Сергей Самойленко (журналист, Россия):

«Ташкентский театр, которым руководит Наби Абдурахманов, считается одним из самых именитых и успешных в Средней Азии. Список фестивалей, российских и зарубежных, в которых театр принимал участие, впечатляет. Интернациональная труппа молода, азартна, полна энергии, грациозна. Витальность и энергия молодых актеров действуют на зрителей почти физически ощутимо, устоять не может даже скептик».

Александра Лаврова (театральный журналист, журнал «Театр»):

«Публика в Сибири оказалась горячей, хотя и не такой быстрой, непосредственной в реакциях, как узбекская. Ее нужно было убедить, завоевать. Это удалось. Аплодисменты после спектаклей долго не смолкали. Здесь, в Сибири, как нигде, стало очевидно своеобразие интернациональной труппы Молодежного театра, переплетение в его спектаклях западного и восточного. В молодежном играют и русские, и узбеки, и курды, и корейцы. Всех их объединяет один гений места - многонациональность восточного города Ташкента, и гений одной восточной культуры, сочетающей горячую кровь и неторопливые, созерцательные напевы, притчевую иносказательную мудрость и возвышенную поэтичность. В каждом спектакле все эти составляющие переплелись, как арабская вязь».

Любовь Лебедина (театральный критик, «Театральная жизнь», «Труд», г.Москва):
«Настолько высок технический уровень театра, настолько вы пробуете себя в разных направлениях, что это дает очень интересные результаты и разные плоды!»

Римма Кречетова (театральный критик, г.Москва):

«С вами хочется общаться, как с людьми, у которых внутри чувствуется глобальные темы!»

Молодежный театр Узбекистана дарит Вам целый мир впечатлений!

Контакты
г. Ташкент, ул. Навои, 55